Дорогие друзья! Теперь вы можете зайти к нам в гости с сайта МБОУ "СОШ № 19" https://kemschool19.edusite.ru/p65aa1.html

Методическая копилка

 

Социальная сеть как инструмент подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации 

Максимова В.Н.

В настоящее время происходит активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс: создание своего сайта, ведение образовательного блога, участие в сетевых педагогических сообществах, использование цифровых образовательных ресурсов стали неотъемлемой частью работы педагога.  Но к использованию социальных сетей, популярных среди подростков,  в качестве инструмента образовательного процесса многие учителя не готовы. Как отмечает О.А. Клименко:  "ценность социальных сетей для обучения и развития ещё недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения" [1]. Тем не менее социальная сеть как "интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети" может представлять интерес для педагога [3].
Почти пятилетний опыт использования социальной сети "ВКонтакте" при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации позволяет говорить об эффективности такого взаимодействия между учителем и учеником.  
"ВКонтакте" - одна из популярных социальных сетей в среде подростков, поэтому при создании группы, коллективной беседы  или использовании собственной страницы педагога возникает своеобразная учебная площадка.  
Она позволяет, минуя этап адаптации освоения нового информационного пространства, совмещать как индивидуальные, так и групповые формы работы, выстраивать индивидуальные образовательные траектории.
В настоящее время данная социальная сеть обладает достаточно широким кругом возможностей: отправка, комментирование сообщений, создание, просмотр и обмен различными медиафайлами, создание новостей в группе, наличие мобильного приложения.
Стена - основной инструмент взаимодействия с подписчиками, все что попадает сюда, отражается в новостной ленте, поэтому здесь прикрепляются различные учебные видео, таблицы, схемы,  образцы сочинений, различные тренировочные упражнения, ссылки на сторонние образовательные ресурсы.
Раздел "Сообщения" позволяет создавать как коллективные беседы, так и отправлять личные сообщения.
Созданные коллективные беседы, в которые приглашены все обучающиеся той или иной параллели,  позволяют обсуждать теоретические вопросы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Причем такой формат позволяет подключить к обсуждению всех находящихся на данный момент в сети учеников.
Личные сообщения позволяют быстро редактировать тексты сочинений, комментировать полученные ответы, давать рекомендации по выполнению тех или иных видов заданий. Данный формат общения способен давать положительные результаты в работе с учениками, испытывающими трудности  в общении и  боящимися  публично высказывать свою точку зрения.
Сегодня большой популярностью у подростков пользуются видеотрансляции (VK Live), создать ее можно в разделе "Видео".  В VK Live можно настроить доступ к трансляции и комментарии, а в процессе видеотрансляции увидеть всех участников и в то же время читать сообщения и отвечать на вопросы. Поэтому её можно использовать для создания видеолекций, обсуждения сложных вопросов изучаемого материала, индивидуальных консультаций. Проведенные трансляции автоматически сохраняются в вашей папке видео и могут быть доступны в течение долгого времени.
Социальная сеть "ВКонтакте" может служить инструментом подготовки к государственной итоговой аттестации школьников, так как имеет ряд преимуществ:
- является привычной информационной средой для учащихся;
- предоставляет возможность совместной и индивидуальной работы;
- используемые технологии позволяют участникам сети создать сетевой учебный контент;
- достаточно высокий уровень взаимодействия учителя и ученика обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.

 

Список использованной литературы:

  1. Клименко, О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 405-407. - URL https://moluch.ru/conf/ped/ archive/21/1799/ (дата обращения: 12.11.2018).
  2.  Мельникова, М. Р., Ушатикова, И. И. Социальная сеть "ВКонтакте" как инструмент развития познавательной активности школьника [Текст] //  Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 2. С. 28-31. ISSN 2500-0039. - URL http://www.gramota.net/materials/4/2018/2/6.html (дата обращения: 12.11.2018).
  3. Социальная сеть [Электронный ресурс] / Словари и энциклопедии на Академике // URL https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/418678 (дата обращения: 12.11.2018).

 

«Печа – куча» - технология интеллектуального общения
Метальникова Ж.В.


«Цель обучения – научить обходиться без учителя».
К.Д. Ушинский
(2 слайд) В конце ХХ  – начале XXI в.в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество.
Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер становится неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
(3 слайд) ИКТ позволяет ввести и развивать старые учебные дисциплины и направления в обучении в новом формате. На учителя в связи с появлением таких технологий возлагается серьёзная обязанность  - научить обучающегося культуре, грамоте овладения и использования данных технологий.
Хочу представить вашему вниманию технологию «Печа-куча», которая на сегодняшний день в деятельности учителя становится особенно актуальна. Она представляет собой новый формат интеллектуального общения не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
«Печа – куча» изначально создавалась, как презентация для бизнеса. Поэтому она всегда проект. Именно в проектной деятельности учитель лучше всего сможет реализовать системно – деятельностный подход, который является фундаментом  Федерального образовательного стандарта.
(4 слайд) Целью использования технологии «Печа – куча» является не только её освоение, как одного из важных способов представления своего опыта в конкретном вопросе, это и формирование личностных, предметных, метапредметных результатов образования через применение на практике.
(5 слайд) Использование данной презентационной технологии решает следующие задачи учителя-предметника при организации урока:
-  повышение наглядности при объяснении материала урока.  При помощи анимации, структурных схем открываются новые возможности использования темы, выход на метапредметный уровень;
-  содействие объяснению материала не только на уроках сообщения новых знаний, но и закрепления пройденного материала, лекции, семинары;
-  повышение мотивации к предмету.
   Также решаются задачи, направленные на развитие универсальных учебных действий обучающихся:
-  развитие навыка работать в группах. Ведь «Печа – куча» - это всегда проект;
-  формировать умение ориентироваться в интернет-пространстве;
-  содействовать обучающимся в отборе более значимого, актуального материала при работе с темой;
-  развивать умение вести себя на публике, что раскрывает психологический аспект технологии: выступающий чувствует себя увереннее во время выступления, т.к. он знает, что будет говорить в отведенное время. У него исчезают слова-паразиты из речи, поскольку он не придумывает на ходу, о чем сказать, а видит структуру презентации в целом и держит в голове ключевые идеи каждого слайда;
-  развивать творческое отношение к предмету.
      (6 слайд) Суть технологии «Печа - куча» научить ученика учиться, передавая свои знания другим. Одним словом, быть активным в процессе обучения. Значение использования технологии «Печа – куча» недостаточно изучено применительно к образовательному пространству, так как изначально она была создана для представления бизнес – проектов.
Что же представляет собой данная технология?
Это простейшая технология публичных выступлений, где каждый оратор показывает ровно 20 слайдов и комментирует каждый в течение 20 секунд. Это, так называемое, интеллектуальное слайд-шоу родилось в Токио и в переводе с японского означает «звуки беседы». Неважно, чему именно посвящена презентация. Главное, чтобы речевой поток журчал, не прерываясь подобно японской поэзии хайку. 
(7 слайд) Создатели «Печа-Куча» -  архитекторы Астрид  Кляйн и Марк Дитхам. Они  так  назвали новый формат презентации работ молодых дизайнеров. Около пяти лет данная технология приживалась в мировой дизайнерской среде.
«Печа-Куча» была придумана для современного слушателя, обделенного временем и способностью к концентрации.  Важно, что за 6 минут 40 секунд ни одна тема не успеет наскучить.
Данный формат презентации позволяет за короткое время ознакомиться с большим количеством выступлений. Он обязывает выступающих четко, кратко и ярко презентовать свои проекты. Такая презентация легко воспринимается слушателями. 
(8 слайд) Технология позволяет использовать интерактивные методы, где взаимодействие учеников осуществляется не только с учителем, но и друг с другом и ориентированы на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя  сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Технология позволяет использовать такие интерактивные  методы:
-     дискуссии (при организационных моментах в работе групп, после представления презентации);
-    ролевой игры (когда ученику предлагается выступить в роли учителя, при объяснении материала урока);
-    метод проектов (технология «Печа-куча» всегда проект).
   (9 слайд) Используя  программу разработки презентаций Power Point технология «Печа–куча» приобретает множество плюсов: учит умело, грамотно, не отвлекаясь от темы, отбирать материал для выступлений-презентаций.  Для подготовки презентации «Печа-куча» нужно выбрать основную идею, написать сценарий презентации, отражающий эту идею, а потом разложить его на 20 «сцен», которые отразить на слайдах. Только после этого можно подбирать изображения для слайдов. Формат технологии требует, чтобы изображения на слайдах усиливали слова докладчика, а не повторяли текст выступления.
«Печа – куча» - это не просто презентация и слайд-шоу, это возможность для личного развития, налаживания новых контактов, и самое главное – живого общения. Докладчик – ученик, благодаря своему выступлению, может почувствовать себя в роли учителя, раскрыть и развить свои личностные качества.
(10 слайд) Чаще всего я применяю технологию «Печа-куча» на следующих уроках с использованием презентаций в программе Power Point:
-  лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для осознания в удобной форме;
-  уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов;
-  уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно;
-  уроки метапредметного значения, где необходимо дать важную информацию из другой учебной дисциплины для правильного понимания темы;
-  уроки  деятельностной направленности: «открытия» нового знания, также общеметодологической направленности, рефлексии.
   (11 слайд) Перспективы применения технологии «Печа-куча» многогранны: от использования в урочной и внеурочной деятельности до применения на практических конференциях, выполнение групповых и индивидуальных проектов, самостоятельного изучения интересующей тебя темы и представление её на публике. То есть постижение любого учебного вопроса учеником путем самопознания, что и является, по словам К.Д.Ушинского, главной целью обучения «…научить обходиться без учителя».
Таким образом, использование данной технологии позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая этапы урочной и внеурочной деятельности.
Технология «Печа–куча»  является важным источником реализации системно-деятельностного подхода, так как главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач.
 Данная технология помогает развивать способности детей к самообразованию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий