Социальная сеть как инструмент подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации
Максимова В.Н.
В настоящее время
происходит активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в
образовательный процесс: создание своего сайта, ведение образовательного блога,
участие в сетевых педагогических сообществах, использование цифровых
образовательных ресурсов стали неотъемлемой частью работы педагога. Но к использованию социальных сетей,
популярных среди подростков, в качестве
инструмента образовательного процесса многие учителя не готовы. Как отмечает
О.А. Клименко: "ценность социальных
сетей для обучения и развития ещё недостаточно оценена: многие методисты
скептически относятся к возможности использования данного объекта
информационных технологий как педагогического средства обучения, так как
традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного
времени, развлечения" [1]. Тем не менее социальная сеть как "интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими
участниками сети" может представлять
интерес для педагога [3].Почти пятилетний опыт
использования социальной сети "ВКонтакте" при подготовке обучающихся
к государственной итоговой аттестации позволяет говорить об эффективности
такого взаимодействия между учителем и учеником. "ВКонтакте" -
одна из популярных социальных сетей в среде подростков, поэтому при создании группы,
коллективной беседы или использовании собственной
страницы педагога возникает своеобразная учебная площадка. Она позволяет, минуя
этап адаптации освоения нового информационного пространства, совмещать как
индивидуальные, так и групповые формы работы, выстраивать индивидуальные
образовательные траектории.В настоящее время
данная социальная сеть обладает достаточно широким кругом возможностей:
отправка, комментирование сообщений, создание, просмотр и обмен различными
медиафайлами, создание новостей в группе, наличие мобильного приложения.Стена - основной
инструмент взаимодействия с подписчиками, все что попадает сюда, отражается в
новостной ленте, поэтому здесь прикрепляются различные учебные видео, таблицы,
схемы, образцы сочинений, различные
тренировочные упражнения, ссылки на сторонние образовательные ресурсы.Раздел
"Сообщения" позволяет создавать как коллективные беседы, так и
отправлять личные сообщения.Созданные коллективные беседы,
в которые приглашены все обучающиеся той или иной параллели, позволяют обсуждать теоретические вопросы при
подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Причем такой формат позволяет
подключить к обсуждению всех находящихся на данный момент в сети учеников.Личные сообщения позволяют
быстро редактировать тексты сочинений, комментировать полученные ответы, давать
рекомендации по выполнению тех или иных видов заданий. Данный формат общения
способен давать положительные результаты в работе с учениками, испытывающими
трудности в общении и боящимися публично высказывать свою точку зрения.Сегодня большой
популярностью у подростков пользуются видеотрансляции (VK Live), создать ее
можно в разделе "Видео". В VK
Live можно настроить доступ к трансляции и комментарии, а в процессе
видеотрансляции увидеть всех участников и в то же время читать сообщения и
отвечать на вопросы. Поэтому её можно использовать для создания видеолекций,
обсуждения сложных вопросов изучаемого материала, индивидуальных консультаций.
Проведенные трансляции автоматически сохраняются в вашей папке видео и могут
быть доступны в течение долгого времени.Социальная сеть
"ВКонтакте" может служить инструментом подготовки к государственной
итоговой аттестации школьников, так
как имеет ряд преимуществ:
- является привычной
информационной средой для учащихся;
- предоставляет
возможность совместной и индивидуальной работы;
- используемые
технологии позволяют участникам сети создать сетевой учебный контент;
- достаточно высокий уровень
взаимодействия учителя и ученика обеспечивает непрерывность учебного процесса,
выходящего за рамки занятий.
Список
использованной литературы:
- Клименко, О.
А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников
образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в
современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль
2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 405-407. - URL https://moluch.ru/conf/ped/
archive/21/1799/ (дата обращения: 12.11.2018).
- Мельникова, М. Р., Ушатикова, И. И. Социальная сеть
"ВКонтакте" как инструмент развития познавательной активности
школьника [Текст] // Педагогика. Вопросы теории и практики.
Тамбов: Грамота, 2018. № 2. С. 28-31. ISSN 2500-0039. - URL
http://www.gramota.net/materials/4/2018/2/6.html (дата обращения: 12.11.2018).
- Социальная
сеть [Электронный ресурс] / Словари и энциклопедии на Академике // URL
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/418678 (дата обращения: 12.11.2018).
- предоставляет возможность совместной и индивидуальной работы;
- используемые технологии позволяют участникам сети создать сетевой учебный контент;
«Печа
– куча» - технология интеллектуального общения
Метальникова Ж.В.
«Цель обучения – научить обходиться без учителя».
К.Д. Ушинский
(2 слайд) В конце ХХ – начале XXI в.в.
человечество вступило в стадию развития, которая получила название
постиндустриальное или информационное общество.
Осознание фундаментальной
роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных
технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры
личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется
новое мышление. Для нынешнего школьника,
которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер становится
неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной
проблемой современного школьного образования.
(3 слайд) ИКТ позволяет
ввести и развивать старые учебные дисциплины и
направления в обучении в новом формате. На учителя в связи с появлением таких
технологий возлагается серьёзная обязанность
- научить обучающегося культуре, грамоте овладения и использования
данных технологий.
Хочу представить вашему
вниманию технологию «Печа-куча», которая на сегодняшний день в деятельности
учителя становится особенно актуальна. Она представляет собой новый формат
интеллектуального общения не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
«Печа – куча» изначально
создавалась, как презентация для бизнеса. Поэтому она всегда проект. Именно в
проектной деятельности учитель лучше всего сможет реализовать системно –
деятельностный подход, который является фундаментом Федерального образовательного стандарта.
(4
слайд) Целью использования технологии
«Печа – куча» является не только её освоение, как одного из важных способов
представления своего опыта в конкретном вопросе, это и формирование личностных,
предметных, метапредметных результатов образования через применение на практике.
(5 слайд) Использование данной презентационной
технологии решает следующие задачи учителя-предметника при организации урока:
- повышение наглядности при объяснении материала урока. При помощи анимации, структурных схем открываются новые возможности использования темы, выход на метапредметный уровень;
- содействие
объяснению материала не только на уроках сообщения новых знаний, но и
закрепления пройденного материала, лекции, семинары;
- повышение
мотивации к предмету.
Также
решаются задачи, направленные на развитие универсальных учебных действий
обучающихся:
- развитие навыка работать в группах. Ведь «Печа – куча» - это всегда проект;
- формировать
умение ориентироваться в интернет-пространстве;
- содействовать
обучающимся в отборе более значимого, актуального материала при работе с темой;
- развивать
умение вести себя на публике, что раскрывает психологический аспект технологии:
выступающий чувствует себя увереннее во время выступления, т.к. он знает, что будет
говорить в отведенное время. У него исчезают слова-паразиты из речи, поскольку
он не придумывает на ходу, о чем сказать, а видит структуру презентации в целом
и держит в голове ключевые идеи каждого слайда;
- развивать
творческое отношение к предмету.
(6 слайд) Суть технологии «Печа - куча» научить
ученика учиться, передавая свои знания другим. Одним словом, быть активным
в процессе обучения. Значение использования технологии «Печа – куча»
недостаточно изучено применительно к образовательному пространству, так как
изначально она была создана для представления бизнес – проектов.
- повышение наглядности при объяснении материала урока. При помощи анимации, структурных схем открываются новые возможности использования темы, выход на метапредметный уровень;
- развитие навыка работать в группах. Ведь «Печа – куча» - это всегда проект;
Что же представляет собой
данная технология?
Это простейшая технология
публичных выступлений, где каждый оратор показывает ровно 20 слайдов и
комментирует каждый в течение 20 секунд. Это, так называемое, интеллектуальное
слайд-шоу родилось в Токио и в переводе с японского означает «звуки
беседы». Неважно, чему именно посвящена презентация. Главное, чтобы речевой
поток журчал, не прерываясь подобно японской поэзии хайку.
(7 слайд) Создатели «Печа-Куча» - архитекторы Астрид Кляйн
и Марк Дитхам. Они так назвали новый формат презентации работ
молодых дизайнеров. Около пяти лет данная технология приживалась в мировой
дизайнерской среде.
«Печа-Куча» была
придумана для современного слушателя, обделенного временем и способностью к
концентрации. Важно, что за 6 минут 40 секунд
ни одна тема не успеет наскучить.
Данный формат презентации позволяет за
короткое время ознакомиться с большим количеством выступлений. Он обязывает
выступающих четко, кратко и ярко презентовать свои проекты. Такая презентация
легко воспринимается слушателями.
(8 слайд) Технология позволяет использовать интерактивные методы, где
взаимодействие учеников осуществляется не только с учителем, но и друг с другом
и ориентированы на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место
учителя сводится к направлению
деятельности учащихся на достижение целей урока. Технология позволяет использовать такие интерактивные методы:
- дискуссии (при организационных моментах в
работе групп, после представления презентации);
- ролевой
игры (когда ученику предлагается выступить в роли учителя, при объяснении
материала урока);
- метод
проектов (технология «Печа-куча» всегда проект).
(9 слайд) Используя программу разработки презентаций Power Point технология «Печа–куча» приобретает множество плюсов: учит умело, грамотно, не отвлекаясь от темы, отбирать материал для выступлений-презентаций. Для подготовки презентации «Печа-куча» нужно выбрать основную идею, написать сценарий презентации, отражающий эту идею, а потом разложить его на 20 «сцен», которые отразить на слайдах. Только после этого можно подбирать изображения для слайдов. Формат технологии требует, чтобы изображения на слайдах усиливали слова докладчика, а не повторяли текст выступления.
«Печа – куча» - это не просто презентация и слайд-шоу, это возможность для личного развития, налаживания новых контактов, и самое главное – живого общения. Докладчик – ученик, благодаря своему выступлению, может почувствовать себя в роли учителя, раскрыть и развить свои личностные качества.
(9 слайд) Используя программу разработки презентаций Power Point технология «Печа–куча» приобретает множество плюсов: учит умело, грамотно, не отвлекаясь от темы, отбирать материал для выступлений-презентаций. Для подготовки презентации «Печа-куча» нужно выбрать основную идею, написать сценарий презентации, отражающий эту идею, а потом разложить его на 20 «сцен», которые отразить на слайдах. Только после этого можно подбирать изображения для слайдов. Формат технологии требует, чтобы изображения на слайдах усиливали слова докладчика, а не повторяли текст выступления.
«Печа – куча» - это не просто презентация и слайд-шоу, это возможность для личного развития, налаживания новых контактов, и самое главное – живого общения. Докладчик – ученик, благодаря своему выступлению, может почувствовать себя в роли учителя, раскрыть и развить свои личностные качества.
(10 слайд) Чаще всего я применяю технологию
«Печа-куча» на следующих уроках с
использованием презентаций в программе Power Point:
- лекционные,
которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный
материал для осознания в удобной форме;
- уроки
- иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов;
- уроки
- наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы
самостоятельно;
- уроки
метапредметного значения, где необходимо дать важную информацию из другой учебной
дисциплины для правильного понимания темы;
- уроки деятельностной направленности: «открытия»
нового знания, также общеметодологической направленности, рефлексии.
(11 слайд) Перспективы применения технологии «Печа-куча» многогранны: от использования в урочной и внеурочной деятельности до применения на практических конференциях, выполнение групповых и индивидуальных проектов, самостоятельного изучения интересующей тебя темы и представление её на публике. То есть постижение любого учебного вопроса учеником путем самопознания, что и является, по словам К.Д.Ушинского, главной целью обучения «…научить обходиться без учителя».
(11 слайд) Перспективы применения технологии «Печа-куча» многогранны: от использования в урочной и внеурочной деятельности до применения на практических конференциях, выполнение групповых и индивидуальных проектов, самостоятельного изучения интересующей тебя темы и представление её на публике. То есть постижение любого учебного вопроса учеником путем самопознания, что и является, по словам К.Д.Ушинского, главной целью обучения «…научить обходиться без учителя».
Таким образом,
использование данной технологии позволяет изменить учебный процесс в лучшую,
более комфортную сторону, охватывая этапы урочной и внеурочной деятельности.
Технология «Печа–куча» является важным источником
реализации системно-деятельностного подхода, так как главным условием при
реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда
они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на
получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач.
Данная технология помогает развивать способности детей к самообразованию.
Данная технология помогает развивать способности детей к самообразованию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий