ХХ век
Читаем Марину Цветаеву
(стихотворение Марины Цветаевой "Мне нравится, что Вы больны не мной..." читает Жанна Метальникова)
Современные авторы: Л. С. Петрушевская
Ж.В. Метальникова
«Какому зову ныне внемлю?»:
от одного стихотворения ко всему творчеству
Геннадия Юрова
В.Н. Максимова
Время… Время… Время - это то, что помогает нам хорошо понять прошлое и оценить настоящее.
Литературная жизнь
Геннадия Евлампиевича Юрова началась в 60-е годы ХХ века.
Художественный процесс этих лет отличался интенсивностью и динамизмом
своего развития. Не зря это время называют политической и культурной
«оттепелью».
Проблема взаимоотношения
человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем XX века, получила
свое особое художественное звучание также в 60-70-е годы. Жестокое,
потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие,
бездуховность. Эта тема станет ключевой в творчестве Геннадия Юрова.
Восьмидесятые годы -
время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего
греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно - образного
мышления, как притча, миф, символ. В это время Г.Е. Юров пробует себя как
прозаик-очеркист. Его символом вечной красоты станет человек - самая большая
духовная ценность, рожденная миром за тысячелетия своего существования [8].
90-е годы ХХ века...
Развал СССР, неустроенность жизни миллионов граждан нашей страны... Этот период – это время поиска людей к новому
объединению. В своей статье «Духовное поле провинции» Геннадий Юров пишет:
«Важно вернуть людям Родину. Или хотя бы убедить, что это возвращение началось
и что оно необратимо. И тогда вернется мелодия в песни наших молодых. И любовь
вновь назовут родниковой. И зов романтики не вызовет ни у кого иронической
улыбки. И писатели Кузбасса преодолеют разногласия и вновь сойдутся в одной
организации, которая считалась наиболее значительной в России...» [7]. Эти
слова оказались пророческими... ХХI век сильно «духовное поле провинции»,
крепок «товарищеский круг», есть у нас «заповедное пространство – сфера земного
существования, доставшаяся нам по судьбе или по выбору, - которое формирует в нас нравственные основы
жизни и смерти, понятия добра и зла, любви и верности, красоты и
совершенства...» [6]. Геннадий Евлампиевич Юров
– человек в Кузбассе известный. Поэт, публицист, заслуженный работник культуры
Российской Федерации, почетный гражданин Кемерово, автор гимна Кемеровской
области, семнадцати сборников
стихотворений, четырех публицистических книг – этот перечень можно продолжать и
продолжать.
Его трудовой путь также достоин
внимания: корреспондент газеты «Кузбасс»,
редактор Кемеровского книжного издательства, руководитель литературной студией «Притомье»,
ответственный секретарь Кемеровской писательской организации, редактор газеты «Родник
сибирский», главный редактор альманаха «Огни Кузбасса», собственный
корреспондент журнала «Российская Федерация» по Западной Сибири,
научный сотрудник музея «Красная Горка» и главный редактор краеведческого
альманаха «Красная Горка».
Творчество Г.Юрова посвящено
Кузбассу в целом и городу Кемерово. Героями его произведений являются жители
города, вечная труженица Томь, его малая родина – Красная Горка и прекрасная
природа земли Кузнецкой и он сам.
Геннадий Юров поднял на
свет такие пласты нашей жизни, которые до него с таким разворотом и дотошностью
редко и мало кого занимали. Хороший, крупный поэт, он словом своим стремится
будить нашу совесть, взывает к доброте и благоразумию. На всем – печать
непрестанной душевной работы, маяты, тревог, волнений [1]:
А я живу на перекрестке
Событий, судеб и дорог.
Здесь неуютно и непросто,
Я б жил иначе, если б мог...
Тема, которая стала
главной для Геннадия Юрова, - человек и мир. Он писал о человеке как о самой
большой духовной ценности, рожденной миром за тысячелетия своего существования,
как о символе вечной красоты. Однако Г. Юров замечал трагическое противоречие:
он писал и о мире, который каждодневно, жестоко ранит человеческая рука[10].
А ведь и правда,
творчество этого поэта-прозаика-публициста, с одной стороны, привлекает своей простотой и понятностью, но
с другой, заставляет читателя задуматься над судьбой лирического героя, своей
судьбой, судьбой всей страны.
Стихотворение «Какому зову
ныне внемлю?» - яркий пример этому
утверждению. В нем поднимаются все центральные темы творчества Г.Юрова:
творчество поэта, защита родного края, предназначение человека в этом мире.
Все три строфы
стихотворения похожи по своему композиционному строению: риторический вопрос -
ответ лирического героя. Короткие простые предложения, чередование двустопного
с четырехстопным ямбом задают ритм этого стихотворения.
В первой строфе
лирический герой задает, казалось бы, ряд риторических вопросов: «какому зову
ныне внемлю?», «о чем несуетная речь?», «открыть неведомую землю?» - и сразу
находит ответ: не надо открывать неведомые земли – есть своя родная, именно ее
зову надо внемлить, о ней вести речь, ее «родимую сберечь».
Вторая строфа переносит
нас в мир поэтического творчества. И опять ряд вопросов: что может поэт
«доверить тетради» и что «доверит мне тетрадь».
И снова ответ - свое предназначение поэта он видит в умении «слов
изначальных не утратить, мелодию не потерять».
Третья строфа связывает
воедино мир природы, мир поэта, мир человека. Здесь раскрывается основная мысль
стихотворения: Что есть судьба? Искать себя? И герой находит ответ: его судьба
«остаться самим собой». Он дважды
повторяет «самим собой». В этом предназначенье человека.
Не только для лирического
героя, но и для самого Геннадия Юрова оставаться самим собой – это его судьба,
его предназначенье, его «заповедное пространство».
Литература
- Баянов, В. Пора защиты [Текст] // Г. Юров. Лирические поэмы.- Кемерово: Сибирский родник, 1997.- С. 5-9
- Казаркин, А. Пульс времени: Этюды о поэтах Кузбасса [Текст] / А. Казаркин. - Кемерово: Книжн. изд-во, 1985. - 136 с.
- Казаркин, А. Сын реки [Текст] // Г. Юров. Доверчивое русло: Стихотворения. Поэмы. - Кемерово: Книжное изд-во, 1987.- С. 5-10
- Красная горка. Литературно-художественное издание. 10 выпуск [Текст] / гл. редактор Г.Юров. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010.
- Красная горка. Литературно-художественное издание. 8 выпуск [Текст] / гл. редактор Г.Юров. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.
- Красная горка. Литературно-художественное издание. 9 выпуск [Текст] / гл. редактор Г.Юров. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008.
- Литература земли Кузнецкой. Хрестоматия, т.1 , учебное пособие для школ [Текст] / В. Коньков, Н. Лчшаева, В. Матвеев, Ю. ТОтыш, Г. Юров. – Кемерово: Сибирский родник,1998.- 356с
- Новости [Электронный ресурс] / МедиаКузбасс . - Режим доступа: http://www.mediakuzbass.ru/news/index.php?id=5827 с экрана
- Союз писателей Кузбасса: Библиографический словарь [Текст] / Сост.: Ю.А.Лавряшина. - Кемерово: ГИПП, Кузбасс,1998. - 71с.
- Цейтлин, Е. Портрет на фоне проблемы: О публицистике Геннадия Юрова [Текст] // Так что же завтра?...: Литературно-критические статьи и очерки под редакцией Л.В. Глебовой - Кемерово: Книжн. изд-во,1982. - С.109-120
- Юбилей Геннадия Юрова [Электронный ресурс] / Redhillkemerovo . - Режим доступа: http://www.redhillkemerovo.ru/Novosti__YUbiley_ Gennadiya_YUrova.htm с экрана
- Юров, Г.Е. Доверчивое русло: Стихотворения и поэмы [Текст] / Г.Е. Юров - Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1987. - 224с
- Юров, Г.Е. У родника на Красной горке [Текст] / Г.Е. Юров Кемерово: Кузбассвузиздат. 2004.
ХIХ век
Образ Катерины в
драме А. Н. Островского "Гроза"
В.Н. Максимова
Александр Николаевич Островский -
выдающийся драматург XIX века, который
впервые вывел на сцену жизнь простого купечества, приблизив театр к простому
зрителю. С этим особым патриархальным миром он был знаком с детства: Островский
родился и вырос на окраине Москвы, в Замоскворечье. Именно о нравах одного из
вымышленных уездных городков на берегу Волги он и рассказывает в пьесе
"Гроза".
Образ главной героини - наиболее сложный
из всех образов драмы. Прежде всего поражает своеобразие характера Катерины: за
внешней мягкостью скрывается сильная, решительная, вольнолюбивая натура. В
пьесе неоднократно появляется образ, который помогает понять главное в ее
характере, - образ птицы. А птица всегда
ассоциировалась в человеческом сознании с волей. Так и Катерина "жила, ни
о чем не тужила, точно птичка на воле" в родительском доме, но, попав
после замужества в дом Кабановой Марфы Игнатьевны, она бьется. "как птица
в клетке". Воля сменяется в неволей, а
в неволе героиня начинает духовно задыхаться. Здесь нет ключевой воды
для умывания, "работы по бархату золотом", рассказов странниц о том, " где они были, что
видели", о "житиях разных, либо стихов пения" , а главное
нет снов, где "храмы золотые, или сады какие-то
необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и
деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я
летаю, так и летаю по воздуху".
Нет, Катерина не
хочет покинуть мир патриархальной семьи, не хочет освободиться он тех, идеалов,
на которых была воспитана, она хочет , чтобы в доме Кабанихи была та же
гармония, что и в ее прежней жизни. Но семья Кабанихи живет под маской
благочестия и по принципу "все должно быть шито-крыто".
И героиня
находит выход в любви - в любви к другому мужчине, Борису. В этот момент
проявляется вся решительность Катерины, присущая ей с детства (однажды она
рассказывает Варваре, как сбежала из
дома, села в лодку, и ее "на другое утро уж нашли, верст за десять").
Она готова бороться за свою любовь и говорить о ней открыто: "Коли я для
тебя греха не побоялась, побоюсь ли я суда людского?", но в тоже время она
осознает, что преступает те нравственные законы, нарушает те понятия о
добродетели, которые чтит. Она не может жить в грехе. Поэтому когда раздаются
удары грома и над Калиновым проходит гроза, Катерина прилюдно кается: "Все
сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед
богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя!
Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же
ночь я ушла из дому...". И в этом вся нравственная сила героини.
Имя Катерина
означает "чистая". И совершив грех, Катерина пытается найти способ
очистить свою душу. Но не находит иного способа как самоубийство. Последний её
монолог - это своеобразный психологический анализ собственный жизни,
наполненный перенапряженной, нервной энергией: "В могиле лучше... Под
деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит...
весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут
петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие,
голубенькие... всякие
всякие... Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не
хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!...Умереть бы теперь... Что
поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться
не будут? Кто любит, тот будет молиться... Друг мой! Радость моя! Прощай!" Её
смерть - нравственная победа над миром Кабанихи и Дикого.
Образ Катерины
подобен грозовому разряду, которого она так пугается. Он взрывает мир Калинова
изнутри. Впервые заставляя его жителей, сказать правду о его "темном
царстве".
Элегия А.С Пушкина
«Погасло дневное светило»
Максимова В.Н.
В историю русской литературы А.С.Пушкин вошел
как создатель литературного языка, как крупнейший представитель романтизма и
классической школы реализма. Творчество его многообразно.
Стихотворение «Погасло дневное светило»,
написанное в тысяча восемьсот двадцатом году, - элегия, грустное, неспешное, печальное размышление поэта. Оно относится к
любовно – философской лирике.
Стихотворение «Погасло дневное светило» можно
разделить на четыре части, в каждой из которой меняется художественное пространство.
В первой части оно безгранично,
бесконечно, и в центре него находится лирический герой. Его романтическое
настроение объясняет художественное время – вечер, который навевает грустные,
печальные размышления, заставляет задумываться о жизни, подводить итоги. Во
второй части с появлением границ («Я вижу берег отдаленный») изменяется
художественное пространство, а вслед за этим – мысли лирического героя. Он
начинает вспоминать о прошлом, связанным с этим пространством. Там были любовь,
надежды, мечты – светлые чувства, которые дороги ему:
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило;
Желаний и надежд томительный обман.
С
появления художественного пространства корабля в третьей части настроение
лирического героя снова изменяется: чувствуются душевная боль, горесть. Он
вспоминает ту жизнь, где все было ложно и фальшиво: друзья, подруги, любовь. Он
сожалеет теперь о том, что жертвовал «покоем, славы, свободы», «собой».
И вы наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златые,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не изменило.
В
четвертой части показана одухотворенная природа, подобная лирическому герою. Мотив одиночества связывает природу и лирического героя. Океан угрюм, потому что
одинок. Лирический герой разочарован, ищет новый смысл жизни. На это указывает
мотив ветрила: «Шуми, шуми, послушное ветрило». Название «Погасло дневное
светило» говорит о том, что вечер наступил не только в природе, но и в душе
лирического героя.
Композиция стихотворения кольцевая: начальное и
конечное события – дисгармоничное состояние природы.
Это стихотворение, грустное от него веет
мудрым покоем, высокой печалью. Лирический герой, страдающий
и любящий, своей глубокой душевной болью и светлой надеждой на будущее
будит в душе читателя волнение, сопереживание, сочувствие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий